Как выбрать шины для грузовика?
Шины грузовых автомобилей в значительной степени ответственны за безопасность дорожного движения и эксплуатационные расходы транспортных средств. При выборе шин у владельцев грузовиков задача посложнее, чем у водителей легковых автомобилей. Грузовики перевозят гораздо более тяжелые грузы, преодолевают большие расстояния и подвержены повреждению шин в зависимости от местности, по которой они движутся. На что следует обращать внимание при покупке грузовых шин?
Когда менять шины на грузовике
Грузовые шины чаще всего заменяют в 3 случаях:
- Износ протектора существующих шин в результате пройденного расстояния или механического повреждения. По закону шина грузового автомобиля должна иметь толщину протектора не менее 1,6 мм. Самый простой способ проверить это — измерить протектор. При оценке состояния шин обращайте внимание на возможные механические повреждения, например трещины или неровности их поверхности. Если они есть, шину нужно быстро заменить.
- Покрышке более 5-6 лет. Шины для грузовых автомобилей не должны использоваться более 10 лет. В свою очередь, производители рекомендуют их замену максимум через 5–6 лет. На практике шины большегрузных автомобилей, используемых на регулярном транспорте, изнашиваются намного быстрее, чем указанные периоды.
- Грузовик поступает со вторичного рынка, и точное состояние шин неизвестно. Тогда стоит заменить шины на шины, адаптированные к текущим потребностям.
Шины для грузовика — подбор под ось
Одним из критериев выбора грузовых шин является их предполагаемое использование с точки зрения соответствующей оси грузовика. Это правило не распространяется на легковые автомобили.
Шины грузовых автомобилей с точки зрения их предполагаемого использования для данной оси делятся на:
- шины управляемой оси (также известные как управляемые), обозначенные символами S или F,
- шины ведущей оси (также известные как шины ведущей оси), обозначенные символом D,
- шины заднего моста (прицепа), обозначенные символом T,
- шина универсальная, возможно использование на все оси транспортного средства, обозначенный символ Z.
Это разделение не является универсальным и определяется нормативными актами, что означает, что отдельные производители часто используют свою собственную систему маркировки. Некоторые еще больше сужают разделение на заданные оси (например, разделяют назначение шин на вспомогательную ось и ось толкача), в то время как другие используют свою собственную маркировку.
Подбор шин с учетом правильного размера и технического состояния
Следующим критерием является выбор шин с точки зрения правильного размера и соответствия техническим критериям (например, грузоподъемности). Размер шин указан почти так же, как у легковых автомобилей, и должен соответствовать рекомендациям производителя грузовика и прицепа.
Индекс нагрузки и скорости так же важен, как и правильный размер. Первый определяет максимальную нагрузку на шины при движении с максимально допустимой скоростью. Индекс нагрузки не может быть ниже, чем требуется производителем транспортного средства и правилами. С другой стороны, индекс скорости — это максимальная скорость, с которой грузовик может двигаться с максимальной нагрузкой, определяемой индексом нагрузки.
Шины для грузовика — с одинаковым рисунком протектора и/или аналогичным износом
Действующие правила и опыт требуют использования шин с одинаковым рисунком протектора на одной оси. В то же время должен соблюдаться критерий одинакового или аналогичного износа протектора этих шин. Проблема возникает, когда одна из шин на данной оси повреждена — тогда необходимо убедиться, что замененная шина идентична поврежденной, или заменить весь комплект на данной оси.
Заменители и восстановленные шины для грузовых автомобилей
Перед менеджерами автопарка стоит задача не только обеспечить безопасность транспорта, но и его максимальную экономию. В поисках экономии рассматривается покупка запасных частей — часто шина другого размера может быть дешевле. Это заманчиво, но также сопряжено с рисками, начиная от несоблюдения разрешения транспортного средства, заканчивая риском столкновения или аварии, вызванной, например, перегревом шины.
Восстановленные шины также часто рассматриваются при поиске экономии, особенно в местном транспорте. Это восстановленные шины на основе использованных шин с новым слоем резиновой смеси с отпечатанным протектором. Восстановленные шины для грузовика могут быть в два раза дешевле новых шин, но они более подвержены расслоению и механическим повреждениям. Испытания показали, что тормозной путь восстановленных шин больше, чем у новых шин.
Правильное давление в грузовых шинах
Независимо от того, как вы используете грузовик и какой тип шин, вы должны регулярно поддерживать правильное давление в каждом колесе. Водители или менеджеры автопарка часто не обращают внимания на этот вопрос, и он оказывает огромное влияние на безопасность вождения, скорость износа шин и количество потребляемого топлива.
Переносные манометры подходят для проверки давления в шинах, поэтому давление в каждом колесе можно проверить в любое время. Шины на разных осях могут иметь разное давление. Необходимые данные можно найти в инструкции по эксплуатации транспортного средства и прицепа, а также на наклейках, размещенных на видном месте каждого транспортного средства.